Я утверждаю что развитие психики ребенка представляет собой

Психическое развитие ребенка

Я утверждаю что развитие психики ребенка представляет собой
28.07.16 10:00 /

Источник: https://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/psihicheskoe-razvitie-rebenka/

Движущие силы (факторы) психического развития

Я утверждаю что развитие психики ребенка представляет собой

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

· источники психического развития

· противоречия психического развития

· механизмы психического развития

2. На основании анализа лекционных записей и материалов учебников подготовьте аналитическую таблицу «Сопоставительный анализ теорий психического развития и движущих сил психического развития» (18-19 в.в.), оставив место для дополнений.

Группа теорий Название теории Представители (фамилия, имя) Сущность теории психического развития Движущие силы психического развития
Биогенетические теории
Социогенетические теории

3. Подготовьтесь к ответу на вопросы:

· какими терминами из данной темы могут быть описаны закономерности (ключевые параметры) психического развития ребенка и особенности их проявления в образовательном процессе?

· какие пословицы и поговорки, отражающие житейское психологическое знание отражают сущность биогенетического и социогенетического подходов к развитию психики? Как объясняет движущие силы развития психики ребенка современная научная психология?

Задания для работы на практическом занятии:

1. Вставьте пропущенные слова в определения характеристик психического развития (по Л.С. Выготскому):

· неравномерность – ……………. характер развития,

· гетерохронность – асинхронность, ……….. во времени развития функций,

· неустойчивость – ………………. в критические периоды,

· сензитивность – ……………. функций к определенному периоду развития,

· кумулятивность – включенность результата …… стадий в ……………….

· цикличность – ……………

Список обязательной литературы:

1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2004.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М, 2006.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.

4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М. 2007.

Список дополнительной литературы:

1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / сост. В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007.

2. Шаграева О.А. Детская психология. – М., 2001.

Задания и вопросы для самоконтроля:

Развитие — это:
а) количественные изменения в ходе совершенствования той или иной функции
б) закономерное изменение процессов во времени, выраженное в количественных качественных и структурных преобразованиях
в) процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта
г) процесс непосредственного, неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, способов поведения  
Психическое развитие – это (выберите несколько вариантов ответа)
а) количественное и качественное изменение психических процессов
б) повторение основных этапов культурно-исторического развития человечества
в) изменение личности
г) созревание имеющихся способностей, склонностей
д) закономерное изменение психических процессов во времени  
Изменение, выраженное в количественных и качественных преобразованиях психических процессов, называется…
а) эволюцией
б) соматогенным развитием
в) психическим развитием
г) возрастом  
Развитие, при котором изначально даны, закреплены, зафиксированы как стадии развития, так и конечный результат, называется:
а) непреформированным
б) революционным
в) эволюционным
г) преформированным  
Я утверждаю, что развитие психики ребенка представляет собой:
а) непреформированный тип развития
б) преформированный тип развития  
Психологическими критериями возрастного развития являются…
а) особенности познавательных процессов и развития личности
б) возможности нравственного, эстетического и трудового воспитания
в) деятельность нервной системы  
Изменения роста, веса, тела человека как индивида — это область развития …
а) психосоциальная
б) психофизическая
в) когнитивная
г) все перечисленные  
Изменения в эмоциональной, мотивационной, волевой сфере и общении человека как личности — это область развития…
а) психосоциальная
б) психофизическая
в) когнитивная
г) все перечисленные  
Развитие способностей, познавательных процессов, интеллекта человека как субъекта деятельности — это область развития….
а) психосоциальная
б) психофизическая
в) когнитивная
г) все перечисленные  
К факторам, влияющим на психическое развитие, относятся…
а) мыслительные операции, интеллект
б) наследственность, среда, обучение и воспитание, собственная активность субъекта, реализуемая в деятельности
в) самоактуализация и степень принятия со стороны взрослых
г) социальная ситуация развития, интериоризация, темперамент  
Человеческий зародыш в своём развитии повторяет ход развития животных, а после рождения человек должен повторять ход развития человеческого общества – это…(несколько вариантов)
а) постулат Л.С.Выготского
б) биогенетический закон
в) основной принцип биогенетических теорий
г) идея Дж.Локка
д) идея В Штерна  
………………. теория утверждает, что всё, что есть личностного в человеке, возникает в его жизни под влиянием социальных условий
а) биогенетическая
б) социогенетическая
в) конвергенции двух факторов
г) гуманистическая  
Представители социологического подхода к изучению психического являются…(варианты)
а) А.Валлон
б) Д.Б.Эльконин
в) З.Фрейд
г) Э.Дюркгейм
д) К.Бюллер  
Авторами натуралистических концепций психического развития человека являются…(варианты)
а) М.Мид
б) В.Штерн
в) Л.С.Выготский
г) Д.Б.Эльконин
д) А.Гезелл  
…. теория утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало меняются под влиянием условий жизни
а) конвергенции двух факторов
б) биогенетическая
в) Социогенетическая
г) формирования  
Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния, согласно подходу к развитию…
а) психогенетическому
б) социогенетическому
в) биогенетическому
г) двухфакторному  
Воспроизведение процессов исторического развития общества в психическом развитии индивида называется…
а) рекапиуляцией
б) адаптацией
в) социализацией
г) ресоциализацией  
Автором теории конвергенции двух факторов является…
а) С. Холл
б) Дж. Локк
в) Р. Заззо
г) В. Штерн
Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называется…
а) социализацией
б) мировоззрением
в) самоактуализацией
г) социальной ситуацией развития  
Ключевой проблемой первых теорий психического развития явилась проблема…
а) соотношения наследственности и среды в психическом развитии человека
б) стадий интеллектуального развития человека
в) роли сверстников в психическом развитии подростков
г) соотношения внутренней (психической) и внешней (физической) активности человека

Практическое занятие 3 (4 часа)

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 931 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/11-66503.html

16. Факт, что новорожденный ребенок — самое беспомощное суще- ство и он не владеет готовыми формами поведения, — это:

Я утверждаю что развитие психики ребенка представляет собой

а) ошибкаприроды

б) преимуществоребенка

в) факт,не имеющий никакого значения

г) факт,обусловливающий определенные трудностив разви-тии ребенка

17. Спецификаразвития ребенка заключается в том, чтооно:

а) определяетсябиологической наследственностью

б) происходитв ходе культурно-историческогонаследования

в) основанона таком же принципе развития, как вживотноммире

г) независит от условий жизни и воспитания

18. Ясогласен(а) с утверждением, что уноворожденного:

а) естьготовые формы поведения

б) формированиемозга закончилось

в) большаячасть мозга занята: закреплены врожденныеформыповедения

г) формированиемозга продолжается и зависит от условийжиз-ни и воспитания

19. Развитие— это:

а) количественныеизменения в ходе совершенствованиятойили иной функции

б) закономерноеизменение психических процессов вовреме-ни, выраженное в количественных,качественных и струк-турныхпреобразованиях

в) процесси результат усвоения и активноговоспроизводстваиндивидом социальногоопыта

г) процесснепосредственного, неконтролируемогосознаниемусвоения каких-либо норм,способов поведения

20. Дляобщей интегральной характеристикипроцессов развитияиспользуютсякатегории:

а) рост,созревание

б) дифференциация,научение

в) запечатление,социализация

г) всеперечисленное

21. Признакиразвития (выбрать лишнее):

а) дифференциация

б) количественноенарастание изначально заданных качеств

в) появлениеновых сторон, элементов в самом развитии

г) перестройкасвязей между сторонами объекта

22. Процессразвития обладает разными свойствами.Среди них:

а) необратимость

б) направленность

в) закономерность

г) всеперечисленное

23. Способностьсистемы накапливать изменения,надстраиваниеновых изменений надпредыдущими есть:

а) направленность

б) необратимость

в) закономерность

г) соподчиненность

24. Способностьсистемы к единой, внутренне взаимосвязаннойлинииразвития есть:

а) направленность

б) необратимость

в) закономерность

г) дискретность

25. Воспроизводствооднотипных изменений психики у разныхлю-дей есть:

а) направленность

б) необратимость

в) закономерность

г) ригидность

26. Направленностьпроцесса развития — это:

а) способностьк накапливанию изменений, надстраиваниено-вых изменений над предыдущими

б) способностьсистемы к проведению единой, внутренневза-имосвязанной линии

в) воспроизводствооднотипных изменений у разных людей

27.. Необратимостьпроцесса развития — это:

а) способностьк накапливанию изменений, надстраиваниеновыхизменений над предыдущими

б) способностьсистемы к единой, внутренневзаимосвязаннойлинии

в) воспроизводствооднотипных изменений у разных людей

28. Закономерностьпроцесса развития — это:

а) способностьк накапливанию изменений, надстраиваниено-вых изменений над предыдущими

б) способностьсистемы к единой, внутренневзаимосвязаннойлинии

в) воспроизводствооднотипных изменений у разных людей

29.. Развитие,при котором изначально даны, закреплены,зафикси-рованы как стадии развития,так и конечный результат, называется:

а)непреформированным

б) революционным

в) эволюционным

г) преформированным

30. Развитие,при котором изначально не даны, незафиксированыни стадии развития, никонечный результат, считается:

а) непреформированным

б) преформированным

в) эволюционным

г) революционным

31. Признакинепреформированного типа развития:

а) изначальноданы, закреплены, зафиксированы какстадииразвития, так и конечныйрезультат

б) изначальноне заданы, не закреплены, не зафиксированынистадии развития, ни конечный результат

32. Признакипреформированного типа развития:

а) изначальнозаданы, закреплены, зафиксированы какстадииразвития, так и конечныйрезультат

б) изначальноне заданы, не закреплены, не зафиксированынистадии развития, ни конечный результат

33. Яутверждаю, что развитие психики ребенкапредставляет собой:

а) непреформированныйтип развития

б) преформированныйтип развития

34. Процессразвития психики детерминирован:

а) неснизу, а сверху той формой деятельности,которая суще-ствует в обществе

б) несверху, той формой деятельности, котораясуществует вобществе, а снизу темприродным потенциалом, которыйестьу каждого человека

35. Развитиепсихики человека, с точки зрения Л. С.Выготского,происходит в форме:

а) научения

б) адаптации

в) социализации

г) усвоения

36. Ясогласен(а) с утверждением, что психическоеразвитие чело-века:

а) подчиняетсядействию общественно-историческихзаконов

б) подчиняетсядействию биологических законов

Раздел 3.

1.Учения о развитии психики различаются:

а) трактовкой структуры психики

б) факторами, определяющими ее развитие

в) условиями, влияющими на ее преобразование

г) всем перечисленным

2. Вбиологическом факторе развития психикиученые выделяют наследственность иврожденность. То, что мы получаем отвсего человеческого рода, это:

а) наследственность

б) врожденность

г) все перечисленное

3.Движущей силой развития в эндогенномнаправлении является:

а) активность самой личности

б) взаимодействие среды и наследственности

в) среда

г) наследственность

4. Однаиз основных идей биогенетическогонаправления:

а) показатель развития психики –количественные изменения

б) развитие есть прирост поведения

в) развитие есть результат конвергенциивнутренних задатков с внешними условиями

г) развитие есть приобретение новогоопыта

5.Теория рекапитуляции была разработана

а) З. Фрейдом

б) В. Штерном

в) С. Холлом

г) А. Гезеллом

6.Теория рекапитуляции возникла подвлиянием идей:

а) И.П. Павлова

б) Ч. Дарвина

в) З. Фрейда

г) Ж. Пиаже

7.Развитие спонтанно и неуправляемо. Этоположение:

а) бихевиоризма

б) биогенетического напрвления

в) теории конвергенции

г) психоанализа

8.Движущая сила в экзогенном направлении:

а) активность самой личности

б) среда

в) взаимодействие среды и наследственности

г) наследственность

9.Отождествление роста и развития – этоведущая идея:

а) психоанализа

б) бихевиоризма

в) биогенетического направления

г) теории конвергенции

10.Отождествление научения и развития –это ведущая идея:

а) психоанализа

б) бихевиоризма

в) биогенетического направления

г) теории конвергенции

11.Согласно Кольбергу , личность, сообразующаясвои поступки с одобрением другимилюдьми, находится на

а) преднравственном уровне развития

б) конвециональном уровне развития

в) постконвенциональном уровне развития

г) уровне самоуважения.

12..Бихевиористскийподход рассматривает развитие личностикак результат

а) постижения им последствий своегоповедения

б) когнитивной интерпретации различныхситуаций

в) конфликтов между подсознательнымисилами и реальностью

г) взаимодействий между людьми

13..Эдиповкомплекс, который имел в виду З.Фрейд,развивается

а) на оральной стадии

б) на анальной стадии

в) на фаллической стадии

г) на генитальной стадии

14.Идея о том, что на каждом этапе развитияиндивид решает эволюционную задачу,выдвигаемую обществом, принадлежит:

а)Ж.Пиаже

б)Э.Эриксону

в) З.Фрейду

г.) В.Штерну

  1. Глубинные чувства и переживания – предмет исследования:

а) психоанализа

б) бихевиоризма

в) биогенетического направления

г) когнитивных теорий

16.Внешнее поведение – предмет исследования:

а) психоанализа

б) бихевиоризма

в) биогенетического направления

г) когнитивных теорий

17.Психическое развитие есть последовательноесозревание и взаимодействие трех уровнейпсихики: ид, эго, суперэго. Эта идеяпринадлежит:

а) Ст.Холлу

б) Ж.Пиаже

в)З.Фрейду

г)Э.Эриксону

18.Конфликт между врожденными инстинктивнымивлечениями и сознательными моральными,культурно-нормированными представлениямилежит в основе теории:

а) психоанализа

б) бихевиоризма

в) биогенетического направления

г) когнитивных теорий

19.Установите автора теории:

а) С.Холл – когнитивная

б) Ж.Пиаже – психоаналитическая

в) З.Фрейд – психосоциальная

г) Э.Эриксон – рекапитуляции

д) В.Штерн – конвергенции

20. Когнитивная теория рассматривает:

а)поцесс социализации ребенка

б)чувства и переживания человека

в)внутреннюю природу интеллекта

г)влечения и инстинкты

21..Согласнотеории З.Фрейда, такие черты личности,как чрезмерная чистоплотность, скупостьили упрямство, формируются в результатефиксации человека

а) на оральной стадии

б) на анальной стадии

в) на фаллической стадии

г) на генитальной стадии.

22.Согласногуманистическим теориям, самореализациятесно связана

а) с самоуважением

б) с переоценкой собственного “Я”

в) с комплексом превосходства

г) со способностью любить

23. ПоЭриксону, второй психосоциальный кризис,соответствующий первым процессамнаучения у ребенка. может разрешитьсяразвитие независимости или, напротив,развитием

а) недоверчивости

б) чувства вины

в) чувства неполноценности

г) ни один из ответов не верен

Источник: https://studfile.net/preview/4271611/page:10/

Психическое развитие детей: основные этапы, особенности и условия, возрастные нормы

Я утверждаю что развитие психики ребенка представляет собой

Психическое развитие ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, протекающий под влиянием разного рода факторов. Они бывают наследственными, биологическими, социальными. Развитие психики – неравномерный процесс.

Условно его можно разделить на несколько этапов. В нашей статье детально остановимся на особенностях психического развития детей и психических процессах, характерных для разных возрастных групп.

Обязательно рассмотрим факторы, влияющие на формирование психики и методы диагностики, позволяющих определить уровень развития ребенка.

Особенности формирования нервной системы ребенка

Развитие психики малыша начинается за несколько месяцев до его появления на свет, еще в утробе матери.

На разные звуки и другие внешние раздражители плод реагирует определенным образом: он начинает вести себя более активно или, наоборот, затихает.

Происходит это благодаря его нервной системе, что, в свою очередь, отражается на психике малыша. Эти два понятия неразрывно связаны между собой.

Развитие нервной системы в первый год жизни ребенка происходит стремительно, в несколько раз быстрее, чем во все последующие годы его жизни.

Так, если мозг новорожденного весит 1/8 часть массы его тела, то к годовалому возрасту его вес увеличивается вдвое. И хотя дальше темпы развития замедляются, они приобретают несколько иной характер, и направлены больше на развитие психических навыков.

После появления малыша на свет, его мозг не только не перестает расти, но и продолжает активно формироваться.

Можно с уверенностью сказать, что психика – это ответ на активность нервной системы человека, а психическое развитие ребенка – процесс сложный и уязвимый.

Изначально на него оказывает влияние наследственно-биологический фактор. Позже подключается социальный спектр и взаимоотношения родителей в семье.

Для разного возраста характерны свои особенности психического развития ребенка. На возрастных нормах остановимся более детально.

Этапы формирования детской психики

По мере своего взросления ребенок развивается не только физически. Одновременно с ростом тела происходит и формирование его психики. На практике выделяют следующие этапы психического развития детей:

  1. Младенчество: от рождения до 1 года. На этом этапе происходит активный рост и развитие мозга ребенка. Первый год жизни малыша характеризуется его повышенной активностью, приобретением моторных навыков.
  2. Раннее детство: от 1 до 3 лет. В этот период происходит развитие сенсорной моторики – базы для остальных, более сложных психических функций.
  3. Дошкольный возраст: от 3 до 7 лет. На этом и следующем этапе действия ребенка будут приобретать индивидуальный характер, развивается личностная сфера психики.
  4. Младший школьный возраст: от 7 до 11 лет. К началу этого периода происходят существенные изменения в жизни ребенка, непосредственно связанные с развитием интеллектуально-познавательной функции психики.
  5. Подростковый период: от 11 до 15 лет. Для этого этапа характерны следующие возрастные особенности психического развития детей: самооценка, общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе.

Особенности развития психики в младенчестве

В период от рождения до одного года происходит развитие основных моторных функций ребенка. С каждым месяцем беспомощный малыш становится все более активным, с интересом изучает свое тело и двигательные возможности. Кроха учится взаимодействовать с окружающими людьми, выражая свои желания и реагируя на внешние раздражители разными способами: звуками, мимикой, интонацией.

Самыми значимыми для него фигурами на этом этапе являются его родители – мама и папа. Их задача состоит в том, чтобы обеспечить ребенку и физическое и психическое развитие.

Именно родители учат малыша «общаться» с окружающим миром, познавать его.

На этом этапе важно уделять достаточно внимания ребенку, способствовать развитию крупной и мелкой моторики, восприятию цветовой гаммы, формы, объема, текстуры предметов. Даже с полугодовалым малышом обязательно нужно заниматься.

Правильно подобранные игрушки и регулярные упражнения, направленные на развитие сенсорно-моторных функций, будут стимулировать дальнейшее развитие органов чувств. Но не нужно требовать от ребенка выполнения установленных родителями правил. Пока он еще слишком мал, чтобы их усвоить.

Психическое развитие в возрасте от 1 до 3 лет

В период раннего детства маленький и беззащитный малыш, который совсем недавно сделал свои первые шаги, становится более самостоятельным. Сначала он учится активно ходить, затем бегать, прыгать, изучать находящиеся вокруг него предметы, осмысленно разговаривать. Но и на этом этапе жизни его возможности все еще ограничены.

Психическое развитие детей возрастом от 1 до 3 лет основано на подражании взрослым. Чтобы ребенок научился что-либо делать, он должен сначала увидеть, как это же действие выполняет его мама или папа. Ребенок с удовольствием будет играть в разные игры и изучать предметы с родителями. Но как только мама или папа отвлекутся и начнут заниматься своими делами, малыш тут же оставит игру.

Психическое развитие детей раннего возраста неразрывно связано с новыми открытиями. Малыш начинает понимать, что разные предметы выполняют определенные действия, например, пультом можно включить телевизор, а если нажать на кнопку компьютера загорится монитор и т. д.

Но самое главное, что ребенок начинает отделять собственные действия от тех, которые выполняют взрослые. В этот период происходит осознание ребенком своего «Я», начинает формироваться самооценка, появляется уверенность в собственных силах, а одновременно с ним и нежелание малыша выполнять то, что говорят родители.

К концу периода мамы и папы могут столкнуться с так называемым кризисом трех лет.

Психические процессы развития ребенка дошкольного возраста

Следующий этап приходится как раз к окончанию кризиса трех лет. К этому моменту ребенок имеет уже определенную самооценку, уверенно себя чувствует на ногах и может более или менее нормально разговаривать. Иногда он даже чувствует себя «на одной волне» со взрослыми.

Вот только понять, для чего взрослые совершают те или иные поступки, малыш все еще не может. И в этом ему помогут сюжетно-ролевые игры. При моделировании различных жизненных ситуаций в игре ребенок лучше усваивает информацию и развивает свое абстрактное мышление.

Родителям нужно взять на заметку эту особенность психического развития детей.

В отличие от ребенка 4-5 лет старший дошкольник имеет свои особенности психики. В этом возрасте у него возникает большая потребность в общении с ровесниками. Этот возрастной период непосредственно связан со следующими психическими процессами развития ребенка:

  1. Память – усвоение новых знаний, приобретение полезных умений и привычек.
  2. Мышление – развитие логики, способность устанавливать связи между различными явлениями и их причинами.
  3. Речь – умение справляться с правильным произношением всех звуков родного языка, регулировать громкость и темп, выражать эмоции.
  4. Внимание – способность концентрировать сознание на определенном объекте.
  5. Воображение – умение создавать в голове различные образы с помощью уже известных фактов и манипулировать ими.
  6. Восприятие – развитие способности воспринимать цвета, формы, звуки, предметы в пространстве и целостное изображение.

Развитие представленных выше психических процессов – залог успешного обучения в школе.

Развитие психики у младших школьников

Этот возрастной период охватывает промежуток между 7 и 11 годами. В этом время происходит развитие интеллектуально-познавательной сферы. Стоит отметить, что с началом учебы в школе жизнь ребенка меняется практически кардинально. От школьника требуется соблюдение дисциплины и распорядка дня, умение выстраивать взаимоотношения в коллективе, планировать и контролировать свои действия.

На этом этапе имеются свои особенности психического развития ребенка:

  1. Школьник возрастом старше семи лет обладает достаточной усидчивостью, чтобы сосредоточиться на выполнении какого-либо задания на протяжении длительного времени. Он может спокойно высидеть целый урок, внимательно слушая учителя.
  2. Ребенок умеет или учится планировать свое время и контролировать действия. Он выполняет домашние задания в определенной последовательности, а гулять идет только после того, как сделает все уроки.
  3. Ребенок может определить уровень своих знаний и определить, что ему не хватает для того, чтобы решить ту или иную задачу.

Задача родителей на этом этапе развития состоит в том, чтобы поддержать ребенка эмоционально, помочь ему найти новых друзей, быстрее адаптироваться к новому распорядку дня и жизни в коллективе.

Психология подростков

По мнению большинства психологов, детский возраст от 7 до 15 лет является критическим. В этот период происходит резкий скачек и в физическом, и в психическом развитии ребенка. Его одолевает большое желание совершать взрослые поступки, но он не хочет нести за них ответственность, расстаться с детской безнаказанностью. Для подросткового периода характерны следующие особенности:

  • бессознательные поступки наперекор родителям;
  • систематические нарушения границ дозволенного;
  • появление новых авторитетов среди взрослых и подражание им;
  • стремление выделиться из коллектива, из толпы.

В зависимости от той модели поведения, которую выберут родители, ребенок может либо найти свое место в мире и определиться со своей жизненной позицией, либо же постоянно бороться с системой запретов, отстаивая свои желания и собственное мнение. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы уберечь подростка от необдуманных поступков, найти с ним общий язык.

Дети с психическими нарушениями развития

Каждый человек в школе или в повседневной жизни хотя бы раз сталкивался с ребенком, который по уровню развития психики сильно отличается от «нормальных» детей.

Причем он может быть хорошо сложен физически, но при этом крайне медленно читает, не умеет выстраивать логические цепочки между действиями или же просто общаться со сверстниками.

Таким детям специалисты нередко ставят диагноз «задержка психического развития».

Вся сложность ситуации состоит в том, что родители могут до определенного момента и не подозревать об этой особенности психического развития. Дети с таким диагнозом внешне ничем не отличаются от ровесников. Но у них часто возникают проблемы с адаптацией в коллективе и проблемы с успеваемостью в школе.

Родителей должны насторожить следующие моменты в психическом развитии ребенка:

  1. Речь. К этому пункту относятся не только проблемы логопедического характера, но и лексико-грамматического.
  2. Невнимательность. Дети с задержкой психического развития обычно обладают повышенной двигательной активностью, они постоянно отвлекаются, не могут сконцентрировать свое внимание на каком-то одном предмете.
  3. Нарушение восприятия. Ребенок не воспринимает и не может найти знакомые ему предметы в новой обстановке, не запоминает имена людей.

Дети с нарушениями психического развития требуют повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Для изучения материала им требуется гораздо больше времени и терпения, чем одноклассникам.

Что влияет на развитие психики?

Существуют следующие обязательные условия для психического развития ребенка:

  1. Нормальное функционирование головного мозга.
  2. Общение ребенка со взрослыми. Родители, старшие братья и сестры, воспитатели в детском саду и учителя в школе – это носители социального опыта для ребенка. У каждого есть потребность в общении. И ребенок не является исключением. Благодаря общению со взрослыми он учится познавать себя и других людей, оценивать действия и поступки. Потребность в общении проявляется через интерес и внимание к взрослому, стремление показать ему свои умения и способности.
  3. Активность самого ребенка. После появления малыша на свет его двигательная активность не прекращается, а только возрастает. По мере взросления ребенок учится ползать, затем ходить, прыгать, бегать, участвовать в играх с другими детьми, соревноваться и т. д. То есть нормально развивающийся ребенок активен всегда.

На каждом этапе развития ребенка, а особенно на первом, огромное влияние на психику оказывает семья, а именно атмосфера, которая в ней царит. Если ребенок растет в доброте, окружен вниманием, не видит ссор родителей, не слышит криков, у него будут все условия для реализации своих физических способностей.

Диагностика психического развития

Как понять, так ли ребенок развивается как надо? На сегодняшний день существует множество методик, позволяющих оценить уровень психического развития. Диагностика ребенка направлена на изучение всех сторон психики. Затем полученные данные сопоставляются, чтобы можно было получить целостное представление о ребенке. Так, выделяют методики оценки:

  • физического развития ребенка;
  • интеллектуального развития;
  • качественного развития личности;
  • развития отдельных навыков и умений.

При проведении диагностики важно придерживаться следующих правил:

  1. При составлении психологической характеристики необходимо использовать не менее 10 тестов.
  2. Не стоит забывать о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Если же возрастных ограничений нет, тесты могут отличаться друг от друга способами подачи информации.
  3. Никогда не нужно давить на ребенка, тестировать его без добровольного желания. В противном случае результаты исследования могут быть недостоверными.

Источник: https://FB.ru/article/443961/psihicheskoe-razvitie-detey-osnovnyie-etapyi-osobennosti-i-usloviya-vozrastnyie-normyi

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.