Шкала развития ребенка нэнси бейли

Шкалы развития младенца bayley

Шкала развития ребенка нэнси бейли

Сегодня роль диагностики очень велика, т.к.

требуется своевременное выявление детей с особенностями развития; определение их оптимального образовательного маршрута; обеспечение индивидуального сопровождения в учреждении общего типа; разработка программ индивидуального обучения для детей со сложными и тяжёлыми нарушениями психического развития, для которых обучение в соответствии с типовыми образовательными программами является недоступным. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого всестороннего изучения ребёнка. Современные методики психолого-педагогической диагностики хорошо теоретически и психометрически обоснованы. Они прошли проверку по таким критериям, доказывающих их качество и эффективность, как валидность и надежность. При подборе необходимого минимума диагностических методик учитывается необходимость определения у ребенка в ходе обследования не только актуального уровня развития, но и его потенциальных возможностей.

Выбор той или иной психолого-педагогической методики обследования в каждом конкретном случае зависит от целей и задач проводимого обследования, возраста ребенка и присущего ему ведущего вида деятельности, а также имеющегося у ребенка нарушения развития, социального фактора и др.

При изучении дошкольников диагностированию могут подвергаться самые разные аспекты развития — от моторного до личностного.

Так, например, существуют специальные шкалы, устанавливающие социальную зрелость детей, способность их к самостоятельному удовлетворению простейших потребностей, умению адаптироваться к разнообразным условиям окружающей среды.

Достаточно известной является шкала Вайнленд, предназначенная для изучения способностей ребенка обслуживать себя и брать на себя ответственность (эта шкала пригодна также для обследования умственно отсталых детей и взрослых).

Она содержит 117 заданий, сгруппированных по разным возрастным уровням и включает 8 областей поведения: общее самообслуживание, самообслуживание во время еды, при одевании, саморегуляцию, навыки общения, предпочитаемые занятия, особенности моторики, социализацию.

Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.

Тест состоит из 3 шкал:

шкала психического развития (ментальная шкала): оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента.

Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства.

Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе …

шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;

шкала («протокол») поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.

Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес – 25-35 мин, старше 15 мес – до 60 мин.

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI).

Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола – на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста.

Шкалы развития младенцев Бейли предусматривают три вспомогательных средства оценки развития ребёнка в возрасте от двух месяцев до двух с половиной лет:

шкалу умственного развития, шкалу моторного развития, запись поведения младенца.

Шкала умственного развития выявляет такие функции, как восприятие, память, обучаемость, решение проблем, вокализация, зачатки словесного общения и простейшее абстрактное мышление.

Шкала моторного развития измеряет макромоторные способности, такие, как умение сидеть, стоять, ходить и подниматься по ступенькам, а также умение двигать руками и пальцами.

В младенческом возрасте развитие двигательных функций, манипулирование с предметами играют важную роль в развитии умственных процессов.

Записи поведения предназначены для оценки различных аспектов развития личности ребёнка, таких, как эмоциональное и социальное поведение, объём внимания, настойчивость и целеустремленность.

Н. Бейли указывает, что эти шкалы, как и все, предназначенные для тестирования младенцев, должны использоваться главным образом для оценки текущего уровня развития, а не для предсказания последующего развития способностей.

На развитие способностей в столь раннем возрасте оказывает влияние такое огромное число различных факторов, что предсказание на длительный период времени оказывается малоценным.

Однако шкалы весьма полезны для раннего распознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательных влияний окружающей среды.

Шкала общей оценки функционирования

Аннотация В статье представлена Шкала общей оценки функционирования, которая может быть использована в качестве средства экспресс-диагностики, позволяющего определить общий уровень функционирования пациента и, соответственно, уместный метод психотерапевтической помощи, а также необходимость психиатрического лечения в случаях тяжелых расстройств. Применение Шкалы общей оценки функционирования может …

Следующая методика Шкалы психомоторного развития А.ГЕЗЕЛЛА

Шкалы Гезелла в своем первоначальном виде появились в 1925 году. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. На первом году жизни тестовые карты позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году — в 3 месяца, начиная с третьего года жизни — раз в полугодие.

Психомоторное развитие оценивается по пяти основным областям:

1) адаптивное поведение: восприятие взаимоотношений частей целого, их интеграцию; координацию движений глаз и рук в достижении и захватывании предметов; использование моторных возможностей для достижения практических целей; способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта;

2) грубая моторика: постуральные реакции, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба;

3) тонкая моторика: использование руки и пальцев в схватывании и манипулировании с объектами;

4) речевое развитие включает все видимые и звуковые формы коммуникации: выражение лица, жесты, постуральные движения, вокализацию, слова, фразу и предложения. Правильно артикулированная речь зависит от социального окружения, но требует определенной зрелости сенсорно-моторных и кортикальных систем;

5) социализация личности отражает реакции ребенка на социально-культурное окружение. Хотя социализация зависит от особенностей самой личности и ее окружения, тем не менее есть определенные возрастные нормативы, отклонения от которых имеет диагностическое значение.

Образцы поведения подразделяются на временные и постоянные. Временными называются те, которые далее трансформируются или заменяются более совершенными (в скобках указан возраст их исчезновения).

Некоторые временные образцы образуют последовательность, другие заменяются полностью. В переходной фазе могут наблюдаться оба вида.

Проведение диагностической оценки развития включает 5 этапов:

Копия 2 распр.нарушения у детей

… и поддержке взрослых. Они имеют наихудший прогноз развития. 2. Детям этой группы свойственно отвержение внешней среды. Для …

участия в ситуациях проявления агрессии, а также пассивного наблюдения ее проявлений. Таким образом, существует непосредственная связь … приемам воздействия на ребенка: 1.

 использование физического препятствия перед назревающей вспышкой гнева. Д. Лешли (1991) советует …

Сбор анамнеза и предварительная беседа:

На данном этапе необходимо собрать информацию о семье, её составе; течении беременности, родов, периода новорожденности; о темпах развития до настоящего момента, поведении в текущий период; непосредственном социальном окружении.

Благодаря предварительной беседе можно достичь эффективного контакта с ребёнком.

Лучше поначалу уделять больше внимания родителям, а не ребёнку, таким образом ребёнок поймёт, что у Вас нет никаких агрессивных намерений по отношению к нему. Можно предложить ребёнку игрушку.

Если он её возьмёт из ваших рук, рук незнакомого человека, значит можно осторожно, не торопясь, приступать к тестированию.

Беседа с родителями должна носить спокойный и доброжелательный характер. Вопросы должны подразумевать однозначный ответ, при необходимости нужно иллюстрировать их примерами. Доверие родительским ответам обязательно, но имеет смысл переспросить родителей ещё раз, если данная ими информация не совпадает с Вашим впечатлением от ребёнка.

Исследование поведения в соответствии с протоколом и порядком проведения:

Тестирование должно проводиться в промежуток времени, когда ребёнок наиболее активен и спокоен, то есть, когда имеются предпосылки для получения лучших результатов. До 18-месячного возраста собеседование и обследование могут быть совмещены в одном сеансе, далее, особенно после 2,5 лет, для выяснения исходного состояния требуется четкое отделение первого и второго этапов.

Порядок выполнения тестовых заданий подробно расписан в электронном пособии.

Запись результатов и диагностический обзор всего собранного материала:

Источник: https://forpsy.ru/works/individualnaya/shkalyi-razvitiya-mladentsa-bayley/

Шкала развития ребенка нэнси бейли

Шкала развития ребенка нэнси бейли

Бэйли Шкала младенца и малыши развитие (Бэйли-III является текущей версией) является стандартной серией измерений , первоначально разработанных психологом Нэнси Бэйли используется в основном для оценки развития младенцев и детей младшего возраста, в возрасте 1-42 месяцев.

Эта мера состоит из ряда задач развития игры и занимает от 45 — 60 минут , чтобы управлять и выводит фактор развития (DQ) , а не коэффициент интеллекта(IQ). Сырые баллы успешно завершенных элементов преобразуются в масштабе оценки и композитных баллов.

Эти показатели используются для определения производительности ребенка по сравнению с нормами , взятых из типично развивающихся детей своего возраста (в месяцах).

Самое последнее издание, то Бэйли-III имеет три основных подтесты; когнитивного шкало, которая включает в себя такие элементы, как внимание знакомые и незнакомые предметы, глядя на упавший объект, и сделать вид игры, язык Масштаб, который вводит понимание и выражение языка, например, распознавание объектов и людей, следующие направлений, и именование объектов и изображений, а также Motor Scale, который оценивает валовую и мелкую моторикутакие как хватания, сидя, укладки блоков и подниматься по лестнице. Есть два дополнительные Шкалы Бэйлей-II зависят от родительского отчета, в том числе социально-эмоциональный масштаба, который спрашивает воспитатель о таких поведениях как легкость успокаивающей, социальной отзывчивости и имитационной игра, а также адаптивный масштаб поведения, которая просит о регулировани к требованиям повседневной жизни, в том числе связи, самоконтроль, следуя правилам, и ладить с другими. Весы-III Бейли Когнитивный и языковой хорошие предсказатели дошкольной производительности умственного испытания. Эти оценки в основном используются для скрининга, помогая определить необходимость дальнейшего наблюдения и вмешательство, как и дети, которые набрали очень низкими в опасности для будущих проблем в области развития.

развитие

До первой официальной шкале Нэнси Бэйли, было проведено исследование с целью определить , какие важные переменные должны быть включены в кумулятивный тест развития для детей раннего возраста.

В 1965 году Нэнси Бэйли провели эксперимент , изучения умственных и испытаний двигателя баллов для детей в возрасте от 1 до 15 месяцев, сравнивающих пол , порядок рождения , расы , географическое положение и уровень образования родителей.

Никаких различий в баллах не было найдено ни масштаба между мальчиками и девочками, первенец , а затем родовитых, образование либо отца или матери, или географического места жительства.

Никаких различий не было обнаружено между афро — американцев и кавказцев на психическом шкале, но афро — американские дети , как правило , последовательно забивать над кавказцами на моторе шкале. Эти данные подчеркнули необходимость изучения в тщательной детализации развития психических процессов на второй год жизни.

В этот период , очевидно , будет найдено объяснение о социально — экономических и этнических различиях в психическом функционировании, которые неоднократно найденные для детей от 4 лет и старше.

После необходимости дальнейших исследований, Нэнси Бэйли провела соответствующий эксперимент , в котором была проверена надежность ее пересмотренной шкалы психического и моторного развития в течение первого года жизни, которые были получены следующие результаты: (1) Психические накипь с высоким тестером -observer и высокие ретестовые надежности дело с объектно-ориентированного поведением; (2) Психические Масштабные элементы с более низкими надежностями ретестовых требуют социального взаимодействия; (3) Моторные Масштабные детали с высоким тестером-наблюдателем и высокими ретестовыми надежностями сделки с независимым контролем головы, туловища и конечностей; (4) двигателя Масштабные элементы с низкой надежностью ретестовой требуют помощи со стороны взрослого. Эти данные замешана ранняя диагностика нервных сбоев. Кроме того, Нэнси Бэйли также провели тест на детской вокализации и их отношения к созревают разведки была проведена его 1967, в которых отслеживается участниками более продольных исследований, а затем дети используют , чтобы воспевать неудовольствия и удовлетворение, и соотнося их с языковыми навыками одного и того же человека над детством и юностью , в ранний взрослый возраст. Полученные результаты свидетельствуют о том , что вокализации были существенно коррелируют с более поздним интеллектом девочек, все чаще так с возрастом, и более высоко словесным то оценкой производительности.

Первое издание (1969 — 1993)

В 1983 году , 25 пар мать-младенец с низким риском участие в исследовательском проекте , прогнозировать производительность 21 месяц летних на психическом шкале Бэйли Шкале развития младенцев (BSID-1) от характеристик младенцев и матерей.

Опросные данные оцененного материнское отзывчивое отношения во время внутриутробного периода, неонатальная Поведенческая Шкала оценки вводилась в 5 и 10 дней, и наблюдали матери и дети вместе в течение 3 месяцев. Затем Младенцы были протестированы на BSID-1 , когда они были 21 месяцев.

Был обнаружен уровень Матери образования, отзывчивого материнского отношения и 3 месяца улыбаются и зрительный контакт , чтобы предсказать младенческую производительность по психической шкале BSID-1, предоставляя поддержку его действие .

заявка

При применении на весы Bayley из развития младенцев (BSID-II), было установлено , что масштабы могут привести к недооценивая познавательные способности у детей с синдромом Дауна .

Исследователи исключили ряд элементов, замешанных язык, двигатель , вниманите и социальное функционирование от первоначальных мер , измененная форма вводила 17 детей с синдромом Дауна и до 41 типично развивающихся детей.

Результаты предложили модифицированный вариант при условии , содержательную и стабильную меру когнитивных функций у детей с синдромом Дауна.

Период действия

Исследователи оценили прогностическую валидность Индекса BSID-II психического развития (MDI) для когнитивной функции в школьном возрасте для детей , рожденных с экстремально низкой массой тела при рождении (ELBW).

Данные были изучены по результатам испытаний на BSID-II из 344 ELBW детей , поступивших в отделение интенсивной терапии новорожденных на Рейнбоу младенцев и детской больницы в Кливленде, штат Огайо от 1992-1995.

Было установлено , что прогностическая валидность субнормальной MDI для когнитивный функции в школьном возрасте бедна , но лучше для ELBW детей , которые имеют нейросенсорные ухудшения.

Это вызвало опасение , что на решения , чтобы обеспечить интенсивный уход за ELBW младенцев в родильном зале может быть смещены из — за сообщения о высоких темпах когнитивный нарушений.

улучшения

Бэйли Шкала младенца и малыши Развитие-третье издание (Бэйли-III) представляет собой пересмотр часто используемой и хорошо известной Bayley Шкалы развитие младенцев-Second Edition (BSID-II; Бэйли, 1993).

Как и предыдущие издания, то Бэйли-III является индивидуально вводить прибор, предназначенный для измерения функционирования с развитием младенцев и детей ясельного возраста.

Другие конкретные цели в Бэйли-III должны определить возможную задержку развития, информирование специалистов о конкретных областях силы или слабости при планировании всеобъемлющего вмешательства, а также обеспечить способ мониторинга прогресса с развитием ребенка.

Наиболее значительный пересмотр Бэйли-III является разработкой пяти различных масштабов (по сравнению с тремя шкал в BSID-II), чтобы соответствовать областям соответствующей оценки развития для детей от рождения до возраста 3.

Принимая во внимании, BSID-II при условии, Mental, двигателя, и поведение весов, пересмотр Бэйлей-III включает в себя познавательный, языке, двигатель, социально-эмоциональный и адаптивные поведение весов.

Учитывая, что основной целью в Бэйли-III является выявление детей, испытывающих задержки развития, а не конкретно диагностировать расстройство, пол и потолок подтеста и общего испытания кажутся адекватными. Как и следовало ожидать от меры адаптивного поведения (т.е.

ABAS-II), который был разработан независимо от Бэйли-III, пол для адаптивного масштаба поведения проходит вниз к композитному счету 40 (расширение вверх счет 160) , в то время как остальные Бэйли-III этаж композитные оценки относительно выше (когнитивная, 55-145; язык, 47-153; Мотор, 46-154; Социально-эмоциональное, 55-145). Одной из областей, которая не была улучшена, однако, являются подтест пола оценкой для самых маленьких детей в выборке (т.е. те, в возрасте от 16 до 25 дней). Точно так же, когда исследование 2011 было проведено сравнение отношения между результатами тестов с использованием второго и третьего изданий Бэйли Весы в крайне недоношенных детей, был сделан вывод о том, что интерпретировать эти результаты следует делать с осторожностью, так как корреляция с кажется хуже предыдущего издания при более низких значениях теста оценки.

Экспериментально-психологическое обследование детей раннего возраста

Шкала развития ребенка нэнси бейли

Шкалы развития младенца Bayley

Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.

Тест состоит из 3 шкал:

  1. шкала психического развития (ментальная шкала): оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;

  2. шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;

  3. шкала («протокол») поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.

Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес – 25-35 мин, старше 15 мес – до 60 мин.

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30.

Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола – на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста.

Денверский скрининг-тест развития (DDST)

Тест разработан Frankenburg W.К., J.В. Dodds для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Он содержит 4 шкалы: 1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация.

Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет. Обычно ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».

Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.

Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.

Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 нед до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован.

Порядковые (числовые) шкалы психологического развития

Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. Он предназначен для детей от рождения до 2 лет и содержит 6 шкал:

  1. развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;

  2. умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета;

  3. вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы);

  4. причинные действия;

  5. построение объектных связей в пространстве;

  6. развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре).

Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес..

Профиль психического развития G. D. Alpern-Boll

Методика предназначена для детей от рождения до 9 лет, содержит 186 пунктов и 5 шкал:

  1. физическое развитие;

  2. «социальная» шкала;

  3. шкала коммуникации;

  4. способность к обучению;

  5. шкала «самопомощи».

В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

Шкала ментального развития R. Griffiths

Тест рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес, содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:

  1. локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука);

  2. развитие речи;

  3. тонкая моторика;

  4. «персональная» шкала;

  5. «социальная» шкала.

После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

KID-шкала

Разработана J. Reuter. Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста). Исследуются дети в возрасте 0-15 мес. Тест содержит 252 пункта и 5 шкал:

  1. познание;

  2. движения;

  3. самообслуживание;

  4. общение;

  5. языковая шкала.

По каждой из шкал определяется условный возраст ребенка, который сравнивается с паспортным.

Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни

Один из первых отечественных тестов психического развития разработали Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни. На 1-м году исследуют:

  1. 10 дней – 2,5-3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций;

  2. 1,5-3 – 5-6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления;

  3. 5-6 – 9-10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи;

  4. 9-10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи.

На 2-м году: развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков.

На 3-м году в первом полугодии: активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков. Во втором полугодии: активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения.

Нормой считается выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 – 2-го года и 360 детях 3-го года жизни.

Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой

Разработан О.В. Баженовой. Тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развития, действия с предметами, взаимодействия со взрослыми, ая активность. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции.

Согласно методике теста, определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции: 0 баллов – отсутствие, 1 балл – намеченность, 2 балла – несовершенная форма проявления, 3 балла – совершенная форма проявления.

Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке. Количество баллов, набранное за их выполнение, умножают на 5 (качественно-количественная оценка).

Количество баллов, набранное за выполнение всех проб данной шкалы, суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку (АО), которая сравнивается с контрольной оценкой (КО), являющейся нормативным показателем для данного возраста.

Итоговый результат – индекс развития (ИР) – представляет собой отношение АО к КО. На основании данных ИР по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес.

Оценка уровня психомоторного развития ребенка

Разработана Л.Т. Журбой, Е.М. Мастюковой. Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям): коммуникабельность, ые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсорные реакции.

Оцениваются также уровень стигматизации, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития.

Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27-29 баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы.

При оценке 23-26 баллов детей относят к безусловной группе риска. 13-22 балла свидетельствуют о задержке развития. Ниже 13 баллов – больные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга.

Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования младенцев)

Разработан Г. В. Козловской и соавт. Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Психическое развитие исследуется на 1-м году жизни каждый месяц, после года — каждые три месяца, от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода.

Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания.

Для исследования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности. Для определения состояния моторики – статика, кинетика, тонкая моторика и мимика.

В эмоционально-волевой сфере исследуются: формирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать). Для оценки волевых функций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность.

Познавательные функции тестируют по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание. Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирования навыков опрятности) и социального поведения, для изучения каждого из которых предлагают по два задания. Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам:

  1. здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов;

  2. группа риска – КПР 80-89 или выше 111 баллов;

  3. группа нарушения развития – КПР ниже 80.

Шкала поведения новорожденных (NBAS)

Разработана Т. Brazelton. Предназначена для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Оценивается поведение и неврологический статус детей от 2 дней до 6 недель жизни. Методика состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4-балльной шкале.

Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения.

Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме.

Также используют поведенческий тест новорожденных Graham для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Тест оценивает детей 1-14 дней жизни по 6 субшкалам: двигательная с оценкой моторики, мышечный тонус, тактильная, слуховая сенсорная, зрительная сенсорная шкалы, шкала реактивности.

Тестовая методика Prechtl, Beintema

Оцениваются дети от 1 до 9 дней жизни по шкалам внешнего вида, позы, движений, дыхания и неврологического статуса.

Опросник младенческого темперамента используется для оценки темперамента детей.

Разработан W. Carey, S. McDevit. Методика выявляет индивидуальные различия между младенцами вне зависимости от темпа их психомоторного развития. Тест предназначен для скрининговых исследований младенцев от 4 до 8 мес.

Он состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий: активность, синхронность, доступность, приспособляемость, сенситивность, настроение, постоянство, отвлекаемость, агрессия.

При анализе результатов младенцы могут быть расценены как «довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение), низкоадаптивные (сенситивные), «легкие» (синхронные, доступные, адаптивные), «медленно реагирующие» (неактивные, тихие) и дети, относящиеся к промежуточному типу.

Результаты выполнения тестовых заданий у детей зависят от многих факторов: физиологического состояния (голод, усталость, сонливость), соматического здоровья, психологического комфорта, личности исследователя.

Для диагностики развития младенцев и детей раннего возраста большое значение может иметь также неврологическое обследование. Оно уточняет клиническую картину и предотвращает ошибочную трактовку состояния ребенка.

Если обследуется ребенок с выраженным резидуально-органическим поражением мозга, то неврологический осмотр должен предшествовать экспериментально-психологической и психиатрической оценкам.

Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб: Питер, 2001. 256 с. — («Краткое руководство»).

Источник: http://sensint.ru/articles/eksperimentalno-psihologicheskoe-obsledovanie-detey-rannego-vozrasta

Перинатальная психиатрия (продолжение)

Шкала развития ребенка нэнси бейли

Диагностика психического развития ребенка. Запись на прием

Оценить поведение младенца и ребенка раннего возраста можно, срав­нивая его с нормативами, приведенными в руководстве по клинической пси­хиатрии Г. И. Каплана (Н. I. Kaplan) и Б. Д. Садока [Sadock B. J., 1996] (табл. 9).

У детей в возрасте от 0 до 3 лет центральная нервная система еще недо­статочно дифференцирована. Вот почему на разные вредности ребенок реа­гирует одинаково общим возбуждением, движениями, нарушениями пищева­рительного тракта, сна и т. п.

Нередко признаками нервно-психических рас­стройств могут служить монотонный плач, расстройства сна, пищеварения.

В связи с этим информация, касающаяся особенностей его сна, питания, навыков опрятности, игровой активности может оказаться весьма ценной.

Важным показателем психического здоровья ребенка являются особенно­сти его взаимодействия с другими людьми. Если малыш не стремится к обще­нию, слабо реагирует на «заигрывания» с ним, совсем не просится к матери и к другим близким на руки, а при попытке взять его пассивен как мягкая иг­рушка, то это может свидетельствовать о нервно-психическом расстройстве.

Еще в возрасте до года ребенок умеет определять такое расстояние до матери, на котором он способен дать ей знак о своих потребностях хныкань­ ем и получить помощь, то есть расстояние, на котором он находится в состо­янии относительной безопасности.

Если мать оказывается или кажется ребенку недоступной, активизирует­ся деятельность малыша, направленная на восстановление близости. Страх потерять мать может вызывать панику.

Если потребность в близости часто не удовлетворяется, то и в присутствии матери ребенок перестает чувствовать себя в безопасности.

Только при развитом чувстве безопасности ребенок постепенно увеличивает расстояние, на которое спокойно отпускает мать (см. эксперимент М. Ainsworth в разделе перинатальная психология).

Помимо клинических методов включенного наблюдения, общения с ре­бенком для определения уровня его психического развития и отклонений в психической сфере используют психологические методики. До сих пор на­ходят свое применение тест развития А. Гезелла [Gesell A., 1947] и шкала развития Брюне-Лезин [Вшпе О., Lezin С, 1951].

Тест развития А. Гезелла был разработан с целью диагностики развития моторики, речи, адаптивного поведения, социального поведения и эмоциональ­ной сферы детей с рождения до 6 лет. При обследовании отмечаются спонтан­ные и вызванные реакции ребенка на стимулы и определенные ситуации.

Шкала развития Брюне-Лезин является результатом развития идей А. Ги-зелла и Ш. Бюллер.

Она позволяет диагностировать уровни развития моторики, речи, социального поведения, адаптивности и координации детей с рождения до трех лет. Шкала состоит из серии стандартных стимулов и описаний спонтанного поведения.

При обследовании ребенка делаются на­блюдения за его поведением в установленных ситуациях и оцениваются его реакции на стандартные стимулы.

При необходимости скринингового исследования чаще всего пользуются Денверовским Скрининговым тестом (DDST), разработанным Д. Б. Доддсом (J. В. Dodds) и В. К. Франкенбургом (W. К. Frankenburg). Тест содер­жит 4 шкалы: общая моторика, мелкая моторика, речь и социальная адапта­ция. Его применение позволяет быстро выявить детей, имеющих предполо­жительно задержку психического развития.

Большинство исследователей, занимающихся проблемами развития де­тей раннего возраста, используют методику Н. Бейли [Bayley N., 1935]. Н. Бэйли при создании своей методики включила в нее задания, разрабо­танные другими авторами, в том числе и видным российским детским пси­хиатром Н. И. Озерецким (1928).

Шкала развития младенцев Н. Бейли позволяет определять текущий уровень развития младенцев от рождения до 2,5 лет жизни. Шкала состоит из трех частей:

1. Умственная шкала (mental scale) — представлена набором тестов, по­зволяющих оценить начало речевого развития, функцию памяти, сен­сорно-перцептивные способности, способности к решению проблем и обучению и др. Результатом измерения является показатель умствен­ного развития (MDI).

2. Моторная шкала (motor scale) позволяет измерить координированность движений тела, тонкой моторики и определить показатель психомо­торного развития (PDI).

3. Поведенческая шкала (the infant behavior record), предназначенная для оценки интересов, эмоций, активности, поиска стимуляции или ее из­бегания, определяющих ориентацию ребенка в окружающем мире и степень социальной адаптации (IBR).

В России Г. В. Козловская (1995) разработала оригинальную клинико-психологическую методику оценки психического здоровья детей первых лет жизни (график нервно-психического обследования младенца и малыша — методика «ГНОМ»). С помощью этой методики можно определить коэф­фициент психического развития (КПР) ребенка раннего возраста.

перинатальная психиатрия (продолжение) – предыдущая | следующая – перинатальная психиатрия (продолжение)

. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия

Диагностика психического развития ребенка. Запись на прием

Источник: http://razvitie-rebenka.pro/biblioteka/shkala-razvitiya-mladencev-bejli/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.