Эссе педагог фасилитатор как организатор успешного развития ребенка

Эссе педагог фасилитатор как организатор успешного развития ребенка

Эссе педагог фасилитатор как организатор успешного развития ребенка

Захарова Е.А., учитель начальных классов

ГБОУ гимназия №540Приморского района

Санкт-Петербурга

Роль преподавателя – фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей.

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

       Сделай меня соучастником, и я пойму»

                                                                  Китайская пословица

Актуальность изучения возможностей фасилитации педагога в обучении и воспитании обусловлена необходимостью активизации деятельности педагогов и учебно-профессиональной деятельности учащихся в условиях современного профессионального образования.

Термин фасилитация (от англ. facilitate – облегчать, содействовать) используется в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизаций и повышения продуктивности деятельности личности или группы вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей.

Фасилитация может быть случайной, неосознаваемой или осознаваемой и целенаправленной, если осуществляется фасилитатором.

Применительно к школе под фасилитацией следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.

Педагогическая фасилитация как процесс – это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счёт их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося.

Учитель-фасилитатор – педагог, который своим присутствием и воздействием облегчает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, содействует процессу их психического развития и обеспечивает положительное межличностное взаимодействие.

Фасилитация – человекоцентрированный подход, выражающийся в глобальном доверии к человеку, постулирующий существующую в нем актуализирующую тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал.

В учебном процессе доминирующую роль играет познавательная активность обучающихся, инструментальную основу которой составляют знания, умения и навыки. В качестве средства стимулирования

познавательной активности личности возможно использование активных методов обучения.

Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода к поиску новых идей.

Активная модель обучения предполагает стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности обучаемых.

В этой модели взаимодействие учащиеся между собой, работая в группах и парах, и наличие творческих заданий обязательны.

Следовательно, при активном обучении ученики не только наблюдают за работой мысли учителя, но и сами мыслят, а значит, открывают, логически организовывают и конструируют свои знания.

Психолого-педагогическая поддержка – это сложный процесс, когда учитель выделяет позитивные явления и преимущества учащегося:

— опирается на сильные стороны учащегося;

— не подчеркивает его промахов;

— демонстрирует любовь и уважение к нему;

— предоставляет различного рода опоры (графические, лексико-грамматические, изобразительные и т.д.) и планы для того, чтобы учащийся справился с заданием;

— использует различные приемы оказания помощи, позволяющие учащемуся самому справиться с заданием;

— демонстрирует оптимизм, проявляет юмор;

-поддерживает комплиментом, похвалой, одобрением. Например: «Ты хорошо справился с заданием. Молодец!», «У тебя все получится!» и т.д.

Открытие ученика к общению помогает разбудить желание взаимодействовать, создает комфортабельные условия, снимает страх, закрепощенность, подает сигнал о положительном отношении учителя к ученику.

Реализация функции «соучастие» поддерживает взаимный контакт на протяжении всего процесса общения, помогает учащемуся преодолевать трудности. Учитель поддерживает его, стимулирует активное проявление его личностных качеств и обеспечивает результативность учебной деятельности.

С позиции «создания ситуации успеха» в обучении реализация функции  «возвышения» играет ключевую роль. «Возвышение – это актуализация качеств из зоны ближайшего развития». Возвышая ученика в собственных глазах и глазах его одноклассников, партнеров, родителей и т.д., мы не завышаем оценку, а стимулируем его быть смелее, активнее, критичнее, ответственнее, креативнее, и т.д.

Технология фасилитации стимулируют к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений. Кроме того фасилитация даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального потенциала всей группы.

Источник: https://luxeth.ru/jesse-pedagog-fasilitator-kak-organizator-uspeshnogo-razvitija-rebenka/

Роль преподавателя – фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей

Эссе педагог фасилитатор как организатор успешного развития ребенка

Захарова Е.А., учитель начальных классов

ГБОУ гимназия №540Приморского района

Санкт-Петербурга

Роль преподавателя – фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей.

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

       Сделай меня соучастником, и я пойму»

                                                                  Китайская пословица

Актуальность изучения возможностей фасилитации педагога в обучении и воспитании обусловлена необходимостью активизации деятельности педагогов и учебно-профессиональной деятельности учащихся в условиях современного профессионального образования.

Термин фасилитация (от англ. facilitate – облегчать, содействовать) используется в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизаций и повышения продуктивности деятельности личности или группы вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей.

Фасилитация может быть случайной, неосознаваемой или осознаваемой и целенаправленной, если осуществляется фасилитатором.

Применительно к школе под фасилитацией следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.

Педагогическая фасилитация как процесс – это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счёт их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося.

Учитель-фасилитатор – педагог, который своим присутствием и воздействием облегчает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, содействует процессу их психического развития и обеспечивает положительное межличностное взаимодействие.

Фасилитация – человекоцентрированный подход, выражающийся в глобальном доверии к человеку, постулирующий существующую в нем актуализирующую тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал.

В учебном процессе доминирующую роль играет познавательная активность обучающихся, инструментальную основу которой составляют знания, умения и навыки. В качестве средства стимулирования

познавательной активности личности возможно использование активных методов обучения.

Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода к поиску новых идей.

Активная модель обучения предполагает стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности обучаемых.

В этой модели взаимодействие учащиеся между собой, работая в группах и парах, и наличие творческих заданий обязательны.

Следовательно, при активном обучении ученики не только наблюдают за работой мысли учителя, но и сами мыслят, а значит, открывают, логически организовывают и конструируют свои знания.

Психолого-педагогическая поддержка – это сложный процесс, когда учитель выделяет позитивные явления и преимущества учащегося:

– опирается на сильные стороны учащегося;

– не подчеркивает его промахов;

– демонстрирует любовь и уважение к нему;

– предоставляет различного рода опоры (графические, лексико-грамматические, изобразительные и т.д.) и планы для того, чтобы учащийся справился с заданием;

– использует различные приемы оказания помощи, позволяющие учащемуся самому справиться с заданием;

– демонстрирует оптимизм, проявляет юмор;

-поддерживает комплиментом, похвалой, одобрением. Например: «Ты хорошо справился с заданием. Молодец!», «У тебя все получится!» и т.д.

Открытие ученика к общению помогает разбудить желание взаимодействовать, создает комфортабельные условия, снимает страх, закрепощенность, подает сигнал о положительном отношении учителя к ученику.

Реализация функции «соучастие» поддерживает взаимный контакт на протяжении всего процесса общения, помогает учащемуся преодолевать трудности. Учитель поддерживает его, стимулирует активное проявление его личностных качеств и обеспечивает результативность учебной деятельности.

С позиции «создания ситуации успеха» в обучении реализация функции  «возвышения» играет ключевую роль. «Возвышение – это актуализация качеств из зоны ближайшего развития». Возвышая ученика в собственных глазах и глазах его одноклассников, партнеров, родителей и т.д., мы не завышаем оценку, а стимулируем его быть смелее, активнее, критичнее, ответственнее, креативнее, и т.д.

Технология фасилитации стимулируют к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений. Кроме того фасилитация даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального потенциала всей группы.

Учитель – фасилитатор должен четко представлять свою роль на каждом этапе урока, согласуя ее с деятельностью обучающихся, выбирая свой стиль работы фасилитатора.

Источник: https://infourok.ru/rol-prepodavatelya-fasilitatora-v-organizacii-effektivnogo-vzaimodeystviya-detey-pri-rabote-nad-uchebnoy-zadachey-3271711.html

Учитель-фасилитатор

Эссе педагог фасилитатор как организатор успешного развития ребенка

Определение 1

Учитель-фасилитатор – это педагог, деятельность которого проходит в рамках личностно-направленного подхода в образовании и характеризуется открытостью, акцентированием внимания на чувствах, эмоциях, переживаниях учащихся, поощрением их за успехи и заслуги, доверительным отношением к их способностям и возможностям, эмпатическим видением их деятельности и поступков.

Фасилитация – это особый управленческий стиль, предполагающий создание такой системы управления и организации педагогического процесса, при которой управление носит директивный характер, не выходящий за пределы самоорганизации самоуправляемой системы.

Проще говоря, фасилитация является одновременно и процессом, и способом действия, и инструментом, посредством применения которого осуществляется качественное и продуктивное групповое взаимодействие, организуется групповое сотрудничество и совместная деятельность.

Замечание 1

В процессе фасилитации происходит поиск пути, при котором коллектив будет работать слажено и продуктивно, создавая что-то новое или усваивая теоретическую научную информацию, чтобы затем найти ей практическое применение.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Коллективная работа и коллективное взаимодействие организуется за счет специальных действий педагога. Именно эти действия и отражают процесс фасилитации. В нем приоритетную позицию занимает лидер.

В образовательной сфере это место принадлежит учителю.

Его задача сводится к тому, чтобы не выставлять себя авторитетом, а занять нейтральную позицию и направить учащихся на верный путь и направление развития.

Фасилитатор является особым инструментом в образовательном процессе. От его квалификации и профессионализма зависит эффективность развития отдельного образовательного учреждения и образовательной системы в целом. Его обучают навыкам психологического взаимодействия и технологиям обеспечения продуктивной коммуникации.

Фасилитаторская деятельность ставится в приоритет воспитательной. Успех профессиональной деятельности учителя зависит от построения личных контактов с воспитанниками, исключая следование нормам и общественным взглядам, а только лишь учитывая индивидуальные потребности, особенности развития, стремления и взгляды.

Деятельность педагога-фасилитатора ориентирована на создание такого образовательного климата, который благотворно сказывается на развитии инициативы и самостоятельности учащихся, формирует навыки коммуникативного взаимодействия и помогает создать комфортную среду для общения между сверстниками в образовательном заведении. Учебно-воспитательный процесс в этом случае характеризуется свободой и применением здоровьесберегающих методик и технологий.

Учитель-фасилитатор должен обладать навыками:

  1. Направления и построения обсуждения на учебном занятии в нужное русло.
  2. выбора из разнообразных решений коллектива наиболее оптимального и верного, а также продуктивного в конкретной ситуации.
  3. Уметь принимать рискованные решения и брать на себя ответственность за них.
  4. Взаимодействовать с различными коллективами учащихся, с проблемными и трудными детьми.
  5. Уметь строить беседы, диалоги, обсуждения различных форматов и с легкостью ориентироваться в них.
  6. Применять разнообразные методы и средства воспитательного воздействия, продуктивно сочетать их.
  7. Легко адаптироваться к новым социально-экономическим условиям развития общества, политическим направлениям в образовательной сфере.
  8. Преодоления трудностей, возникающих в ходе решения учебных проблем и задач.
  9. Справляться со стрессовыми ситуациями, контролировать свои эмоции.
  10. Открытого взаимодействия с учащимися.
  11. Стимулирования к личностному развитию и желанию изменить свои качества, способности, развить навыки.

Деятельность учителя-фасилитатора формируется таким образом, чтобы ставить интересы и потребности учебно-воспитательной группы на приоритетное место в образовании, не допуская торможения в обсуждении и не ускоряя его темпы. Объект, процесс, проблема, стоящая в центре обсуждения должна охватывать все внимание учащихся. Этому способствует педагог.

Профессиональные навыки педагога-фасилитатора помогают создать грамотное эмоционально-психологическое взаимодействие на учебном занятии.

Овладение навыками фасилитаторской деятельности не доступно каждому педагогу. Это сложный и трудоемкий процесс, требующий постановки иных приоритетов и открытия своей личности учащимся, формирование личностного характера общения.

Основные направления работы учителя-фасилитатора

В педагогической фасилитации можно выделить два ведущих направления работы:

  1. Фасилитация в процессе обучения, воспитания и развития учащихся.
  2. Формирование среды и условий для обеспечения фасилитирующего обучения, воспитания и развития.

Работа в первом направлении ведется на основе применения специальных фасилитирующих методов, средств и приемов, чтобы создать в учебном заведении фасилитирующую среду и условия для фасилитирующего обучения.

Второе направление работы педагога сводится к умению выстроить особую управленческую линию поведения, базирующуюся на основных человеческих ценностях, сохранении прав и свобод коллектива, приоритете творческого развития, поддержания креативных идей, самоактуализации и саморазвития, поддержания здорового психологического климата, благополучия личности и доверительный отношений фасилитирующей направленности.

Педагог должен обладать профессионализмом и мастерством, отражающим его готовность к процессу управления.

Для этого он должен обладать такими качествами, как сопереживание, сострадание, равнозначное отношение к каждому учащемуся, уметь анализировать собственную деятельность и адекватно оценивать деятельность учащихся, быть чувствительным к факторам окружающей среды, воздействующим на учебно-воспитательный процесс и эмоциональному настрою коллектива. Кроме того, важное значение имеет толерантность педагога, его гибкость и активность, умение применять творческий подход в обучении, стремиться к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/uchitel-fasilitator/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.